Часы с боем
Изобретенные в конце XVII века для определения времени ночью часы с боем — это сложные механизмы, одновременно очень личные за счет эмоций, которые они пробуждают, и очень поэтичные за счет мелодичной индикации времени. Другая их особенность заключается в отсутствии дополнительных функций. Внешне они почти не отличаются от классических часов с двумя или тремя стрелками, несмотря на свою невероятную механическую сложность. С самого начала своего существования Дом Vacheron Constantin оставался признанным экспертом в области создания часов с боем.
Происхождение часов с боем
В мире часового искусства часы с боем час то считают настоящими шедеврами, сочетающими в себе механические характеристики с отдельными качествами музыкальных инструментов и превращающими ход времени в звуки или даже мелодии. Часы с боем были изобретены в ответ на практические нужды: в мире до открытия электричества они помогали определять время ночью. Первые модели с механизмом боя — четвертным репетиром — были созданы ближе к концу XVII века. Это стало возможным благодаря изобретению балансовой спирали в 1675 году, обеспечивающей высокую точность работы, а также началу использования минутных стрелок. Теперь люди начали отсчитывать не только часы, но и минуты, или, по крайней мере, четверти часа. Часовщикам предстояло придумать, как использовать часы в ночное время. Мастера Vacheron Constantin взялись за решение этой задачи и в 1819 году создали часы с четвертным репетиром и независимой «прыгающей» индикацией секунд.
Хотя первые модели часов с минутным репетиром были изготовлены в Германии около 1710 года, к концу века их механизм был значительно улучшен, когда колокольчики без язычков сменились гонгами на пружинах. Использование круговых лопастей, которые применяются в современных часах с боем, позволило значительно уменьшить толщину корпуса часов и обеспечить более чистое звучание. Мастера Дома в совершенстве освоили навык изготовления подобных механизмов — первое упоминание часов с репетиром в архивах Vacheron Constantin датируется 1806 годом. Прошло еще два десятилетия, прежде чем мир увидел часы с функцией Grande Sonnerie, считающиеся сегодня одним из знаковых примеров моделей со звуковой индикацией времени. В 1827 году мастера Дома представили первые часы с функциями Grande Sonnerie и Petite Sonnerie. Эти модели, ставшие воплощением новых высот часового искусства, высоко ценились аристократами и буржуа, но тем не менее оставались редкостью ввиду исключительной сложности их производства. После изобретения спичек в 1845 году (что способствовало улучшению видимости в ночное время) изготовление таких моделей еще больше сократилось — они стали встречаться еще реже, что определило их репутацию как действительно легендарных часов.
Минутный репетир — ночное усложнение
Механизм часов с минутным репетиром обеспечивает индикацию времени по запросу. Этим он отличается от механизма боя, характерного для настольных часов, который автоматически срабатывает каждый час или каждую четверть часа. В классическом минутном репетире есть два молоточка. Они могут ударять по двум гонгам, тем самым производя разный по высоте звук. Более низкие ноты используются для индикации часов, пары высоких и низких нот — для четвертей часа и, наконец, высокие ноты — для минут. Подобный механизм состоит из подвижного рычага, барабана и регулирующей системы, которая обычно функционирует независимо от механизма самих часов. Поворот рычага приводит к сжатию пружины барабана, которая тем самым переключается в положение готовности к использованию. Распрямление пружины приводит к высвобождению энергии через систему колесиков, которая регулируется с помощью парящего регулятора, обеспечивающего равномерность ритма боя.
Ударный механизм состоит из системы механической памяти, а также молоточков и гонгов. При активации барабана рычаг выпускает три подвижных штока, на которые передается информация от часовых, четвертных и минутных кулачков. Эти спиральные вращающиеся «кулачки-улитки» служат для настройки количества ударов молоточков. У первого кулачка их может быть до двенадцати, у второго — до четырех (по количеству четвертей) и у последнего, который имеет форму звезды, — до четырнадцати на каждом из ее четырех лучей (по количеству минут в четвертях). Получая информацию от «улиток», подвижные штоки размещают направляющие с другой стороны от рычага на таком расстоянии, чтобы при спуске они активировали молоточки на нужное количество ударов с частотой по одному спусковому крючку на удар.
Вопрос обеспечения энергией механизмов с функцией Grande Sonnerie
Функция Grande Sonnerie считается одним из самых тяжелых для реализации часовых усложнений. Она обеспечивает индикацию часов и четвертей часа с помощью боя, причем каждые 15 минут механизм также отбивает напоминание о часах. В большинстве моделей с данным усложнением так же предусмотрена функция Petite Sonnerie (четвертной бой без индикации часов) и режим бесшумной работы, позволяющий временно приостановить сложнейший танец молоточков механизма боя. Вестминстерский бой (один из самых сложных механизмов Grande Sonnerie) получил свое название в честь колоколов Биг-Бена, часовой башни Вестминстерского дворца в Лондоне: это четырехтактовая мелодия, состоящая из четырех нот, воспроизведенных с различной частотой. Для ее воспроизведения требуется большее количество гонгов и до четырех или даже пяти молоточков (для самых сложных мелодий).
По своей механике Grande Sonnerie практически не отличается от минутного репетира, который обычно дополняет функции Grande Sonnerie и Petite Sonnerie. Основное различие связано с управлением энергией. В отличие от репетира, в котором рычаг используется для сжатия пружины по запросу, в моделях Grande Sonnerie для индикации времени 96 раз в день необходимо использовать силу механизма. Это ограничение дополнительно усложняется тем, что после активации молоточки должны ударить по гонгам с достаточной силой, чтобы получился четкий и чистый звук, — причем данная операция повторяется 366 раз в день. По этой причине часы такого типа обычно оснащаются двумя барабанами: одним для работы механизма часов и вторым для работы механизма боя.
Качество звука часов с боем зависит от большого числа факторов, начиная от формы и направления движения молоточков, материала изготовления, длины и формы гонгов и заканчивая способом их крепления в часах. Также следует учитывать такие важные особенности, как материал и структура корпуса, в котором может размещаться резонирующая камера или который может иметь скелетонизированную конструкцию со стороны задней крышки, или наличие металлической решетки, улучшающей распространение звука. Наконец, решающую роль играет мастерство часовщика и его практические знания. Ничто не заменит их в деле отладки составляющих частей механизма, настройке музыкального устройства, индивидуальной отделке всех деталей и многократной сборки всего механизма для достижения идеального результата.
Принимая во внимание, что качество звука зависит от индивидуальных особенностей каждых часов, в 2019 году Vacheron Constantin доверил студии Abbey Road Studios запись уникальных мелодий для каждой модели постоянной коллекции La Musique du Temps®. Таким образом, наручные часы с репетиром впервые обрели свой музыкальный след, записанный и сертифицированный Abbey Road Studios.
Vacheron Constantin и часы с боем: богатая история
На протяжении всей истории Vacheron Constantin часы с боем оставались важной частью наследия Дома. В завершение начатого в 1744 году обучения часовому делу Жан-Марк Вашерон должен был изготовить портативные часы-будильник — это было частью его выпускного проекта и обязательным требованием для того, чтобы быть принятым в профессию. Стоит ли утверждать, что именно в этом кроется причина особого отношения Дома к часам со звуковой индикацией времени, включая модели с репетиром, функцией Grande Sonnerie или будильником? Какой бы ни была причина, за 266 лет истории Дома Vacheron Constantin его увлечение моделями с таким видом усложнений, считающихся вершиной часового искусства, только возрастало, а вместе с ним рос и авторитет Дома в данной сфере. Продолжая создавать неизменно изящные модели, мастера Vacheron Constantin теперь обратились к разработке ультратонких механизмов, что представляло дополнительную сложность в создании часов со звуковой индикацией времени, а также исключительных моделей с высокими усложнениями.
Таким образом мастера Дома внесли свой вклад в создание первых поколений часов с репетирами — первое упоминание такой модели в архивах датируется 1806 годом. В анналах Чарльза Константина (1887–1954 гг.) есть заметка, что в 1811 году Дом доставил во Францию «красивые наручные часы с музыкальным репетиром», отличающиеся «исключительным мастерством изготовления и способные по требованию воспроизводить два музыкальных тона». С того времени за Vacheron Constantin закрепилась прочная репутация в деле создания таких часов. Во второй половине XIX и начале XX века в Vacheron Constantin часто поступали заказы на создание часов с боем для таких знатных клиентов, как королева Румынии и Изабелла Испанская, о чем свидетельствуют письма из архивов Дома. Среди изделий того времени можно отметить часы с функцией Grande Sonnerie, например модель 1827 года из частной коллекции Vacheron Constantin.
Высокое усложнение: модели с боем
С появлением наручных часов желание клиентов приобрести карманные часы со звуковой индикацией времени не исчезло. Однако структура спроса усложнилась, поскольку мастера Дома научились создавать часы с высокими усложнениями. Несколько исключительных моделей вошли в историю Дома, вступившего в свой золотой век в начале XX столетия. Например, это часы, заказанные швейцарской общиной в Египте и подаренные королю Фуаду I в 1929 году, а также часы, принадлежавшие его сыну, королю Фаруку I, который в 1946 году попросил своего шурина, отправившегося с визитом в Швейцарию, приобрести ему их. На изготовление этих часов — настоящего шедевра из желтого золота — потребовалось более пяти лет. Часы были оснащены 14 усложнениями, включая минутный репетир с функциями «карильон», Grande Sonnerie и Petite Sonnerie с тремя гонгами, будильником, сплит-секундным хронографом, вечным календарем и индикацией фаз и возраста Луны, Два года спустя Дом выполнил другой престижный заказ от графини Гай дю Буарувре, создав крупные часы из желтого золота в корпусе охотничьего типа, оснащенные минутным репетиром с тремя гонгами и будильником, а также вечным календарем и сплит-секундным хронографом. До 2015 года эта модель оставалась третьей самой сложной моделью часов, когда-либо созданных Домом Vacheron Constantin.
В 2005 году по случаю годовщины Дома, которому исполнилось четверть тысячелетия, мастера Vacheron Constantin представили Tour de l'Île — первые в мире наручные часы с 16 усложнениями на двустороннем циферблате, состоящие из 834 деталей. В 2015 году по случаю 260-летней годовщины Дома была представлена модель Reference 57260 с 57 функциями. На момент выпуска она была самой сложной в мире. Помимо множества индикаций времени, календаря и астрономических функций, важную роль в этих двух моделях играет механизм боя, предусмотренный в минутном репетире. В модели Reference 57260 он реализуется функциями Grande Sonnerie и Petite Sonnerie с вестминстерским боем, исполняемым с помощью пяти гонгов, и функцией будильника.
Вековое стремление Мануфактуры к созданию часов с высокими усложнениями особенно ярко проявляется в работе мастеров Les Cabinotiers, создающих уникальные изделия и модели часов по индивидуальным заказам. За годы своей работы многие изделия Les Cabinotiers были оснащены механизмом боя, например наручные часы Astronomica 2014 года с 15 усложнениями, включая минутный репетир, турбийон и астрономические функции. В 2020 году мастера Les Cabinotiers создали несколько уникальных часов с боем в рамках постоянной коллекции The Music of Time. Среди них Symphonia Grande Sonnerie — часы серии «Шестая симфония», корпус которых в центре украшен гравировкой в технике барельефа с изображением партитуры из Шестой симфонии Бетховена. Эта модель напоминает модель 2017 года Symphonia Grande Sonnerie 1860 — первые наручные часы в истории Vacheron Constantin с функцией Grande Sonnerie. Для их создания нужно было соединить все 727 деталей механизма Grande Sonnerie и минутного репетира в калибре диаметром 37 мм и толщиной 9,1 мм.
Удивительно тонкий корпус
Создание модели Reference 4261 стало важной вехой в развитии часов Vacheron Constantin с механизмом боя. Это изделие, увидевшее свет в начале 1940-х годов, было оснащено минутным репетиром, что уже являлось технологически сложной задачей, но также было создано на основе ультратонкого калибра толщиной всего 3,28 мм. Часы Reference 4261 в корпусе диаметром 36 мм и толщиной 5,25 мм с ушками в форме капель стали одной из самых знаменитых моделей Vacheron Constantin и были выпущены в количестве всего 40 экземпляров.
В 1990-х годах мастера Дома, вдохновленные этим легендарным изделием, создали новые модели с калибром 1755: модель (Reference 30010) толщиной 3,28 мм со столь же тонким минутным репетиром, как и в оригинальной версии, аналогичную модель с вечным календарем (Reference 30020) и модель в скелетонизированном корпусе (Reference 30030). Всего было изготовлено только 200 изделий этих трех артикулов, оснащенных калибром 1755 — в то время самым тонким в мире калибром этой категории.
В 2007 году, прежде чем вновь обратиться к созданию ультратонких часов с боем, Дом Vacheron Constantin выпускает модель Patrimony Traditionnelle Calibre 2755, вдохновленную исследованиями, проведенными при создании часов Tour de l'Île 2005 года. Эти часы с турбийоном и вечным календарем стали первой моделью Vacheron Constantin с минутным репетиром, также оснащенной абсолютно бесшумным центростремительным регулятором механизма боя, позволяющим управлять скоростью ударов молоточков. Такая сложная система включает в себя две гирьки, которые выступают в роли тормоза для оси вращения регулятора, своим весом компенсируя энергию от пружины барабана.
Это изобретение использовалось в механизме модели Patrimony Contemporaine Calibre 1731, с выпуском которой в 2013 году Дом установил новый рекорд по минимальным размерам корпуса для часов данной категории: 41 мм в диаметре и 8,09 мм толщиной. В результате механизм с минутным репетиром, обладающий 65-часовым запасом хода и созданный после четырех лет разработки, оказался чуть толще своего предшественника: 3,90 мм вместо 3,28 мм калибра 1755, выпущенного в 1992 году.
Часы с боем и ювелирное искусство
Почти все современные модели часов с боем имеют достаточно крупный диаметр: так их корпус может лучше выполнять свою роль для резонанса звука. В результате такие модели не очень хорошо подходят для женских запястий, больший интерес к ним питают мужчины-коллекционеры.
Однако в отношении карманных часов и первых часов с репетиром складывается несколько иная ситуация. В то время женские часы часто воспринимались как ювелирные изделия: их носили на длинных цепочках или в качестве подвесок, в отличие от мужских карманных часов, спрятанных в карманах жилетки. Такие механические часы, способные показать время днем и ночью и сочетающие в себе достижения науки и декоративных ремесел, казались вдвойне привлекательнее поклонникам высокого часового искусства.
Поэтому специально для представителей знатных семей и финансовой аристократии мастера Дома Vacheron Constantin создали ряд карманных часов с механизмом боя. Эти богато украшенные модели выполнялись в золотом корпусе с эмалевым или серебряным циферблатом. Они оснащались репетиром или даже функцией Grande Sonnerie и считались «сокровищами», принадлежащими женщинам высшего круга, как отмечается в письмах из исторических архивов Дома. Даже в XX веке практичность таких моделей оставалась одним из важных их преимуществ. В письме, написанном в 1937 году, маркиза де Ринкур обращается к Дому Vacheron Constantin: «Полностью утратив зрение, я вновь нуждаюсь в часах с репетиром, особенно в ночное время. (...) В золоте или серебре, с четвертным и получасовым боем».
Подробнее о нескольких моделях
Карманные часы из розового золота с четвертным музыкальным репетиром, 1816 г.
В истории развития музыкальных механизмов в часовом искусстве особое значение имеют 1796 год, когда были изобретены стальные эластичные крапаны в форме гребня, и 1811 год, когда в документах появилось первое упоминание о музыкальном репетире. Эти карманные часы 1816 года, оснащенные механизмом с музыкальным четвертным репетиром, представляют собой одну из самых первых моделей такого типа.
Они отличаются исключительным мастерством изготовления: корпус и циферблат часов выполнен из розового золота с гравировкой и гильошированием. Часовые индексы выполнены в виде картушей из эмали. Музыкальный репетир в этой модели представляет собой вращающийся зубчатый диск, встроенный внутрь барабана механизма с металлическими лопастями.
Карманные часы из красного золота с четвертным репетиром и «прыгающей» индикацией секунд, 1819 г.
Эта модель карманных часов из красного золота с четвертным репетиром оснащена эмалевым циферблатом и волнистыми стрелками с «прыгающей» индикацией секунд — в то время редкое усложнение, предвосхитившее собой появление хронографа.
Наручные часы Reference 3620 Don Pancho из желтого золота, 1935 г.
Reference 3620 — одна из только трех моделей наручных часов с минутным репетиром и календарем, произведенных до 1940 года. В них используется ретроградная индикация. Изготовление этой модели, сочетающей в себе функции, которые в то время использовались только в карманных часах, заняло несколько лет, но в 1940 году эти наручные часы наконец увидели свет.
Эта модель из желтого золота, получившая название Don Pancho, характеризуется формой «бочонка». Заводная головка часов расположена в положении «12 часов», а намеренно низкий по звучанию минутный репетир активируется со стороны правой руки. Функция календаря обеспечивает индикацию дня недели на малом секундном счетчике, а также ретроградную индикацию даты в центре циферблата.
Наручные часы Reference 4261 с минутным репетиром, 1941 г.
Ввиду сложности изготовления наручных часов с минутным репетиром, в середине XX века было создано лишь небольшое число таких моделей. В начале 1940-х годов с момента выпуска Reference 4261 Vacheron Constantin взял на себя еще более сложную техническую задачу: изготовление исключительно тонких механизмов с минутным репетиром. Например, толщина калибра 4261 составляет всего 3,28 мм.
Благодаря корпусу диаметром 36 мм, ушкам в форме капель и заводной головке, установленной в центре корпуса, это изделие по праву можно назвать одной из самых элегантных моделей наручных часов с минутным репетиром. Производство данного калибра продолжалось до 1951 года, всего было изготовлено 36 его экземпляров.
Карманные часы из желтого золота короля Фарука I с высоким усложнением, 1946 г.
Для короля Египта Фарука I мастера Дома Vacheron Constantin создали одни из самых сложных часов того времени. На изготовление впечатляющей модели с 13 стрелками в корпусе диаметром 80 мм потребовалось более пяти лет. Калибр включал в себя 820 деталей или 14 усложнений.
До 1954 года эта модель из золота 18К с двойной зубчатой передачей, изготовленная в период с 1930 по 1935 год, оставалась в коллекции короля Фарука I. Она оснащена минутным репетиром с функциями «карильон», Grande Sonnerie и Petite Sonnerie с тремя гонгами и тремя молоточками, сплит-секундным хронографом с 30-минутным счетчиком, вечным календарем, индикацией фаз и возраста Луны, будильником и двумя индикаторами запаса хода.
Наручные часы Reference 30020 из платины, 1993 г.
После нового всплеска популярности механических часов в 1980-х годах Дом вновь представил легендарное усложнение, определившее репутацию Vacheron Constantin в 1940-х годах, — минутный репетир в ультратонком механизме.
Калибр 1755 был выпущен в трех версиях: Reference 30010 с минутным репетиром в корпусе толщиной 3,28 мм, Reference 30030 в скелетонизированном корпусе и Reference 30020 с минутным репетиром и вечным календарем. Модель в корпусе из платины диаметром 36 мм с похожими на капли ушками оснащена калибром 1755 QP толщиной 4,9 мм.
Наручные часы Tour de l'Île из розового золота, 2005 г.
Празднование 250-летия Vacheron Constantin в 2005 году имело стратегическое значение для разработки изделий — тогда было принято решение создать абсолютно исключительные часы. Так на свет появились наручные часы Tour de l'Île на основе калибра 2750, состоящего из 834 деталей. С 2005 по 2007 год в продажу поступило только семь таких изделий, включая первую модель с черным циферблатом, предложенную на аукционе по случаю 250-летней годовщины Дома.
На момент запуска наручные часы Tour de l'Île с двусторонним корпусом, 12 стрелками и 16 усложнениями, включая минутный репетир и индикацию уровня боя, были самыми сложными в мире.
Часы Reference 57260 из белого золота, 2015 г.
Модель Reference 57260, выпущенная 17 сентября 2015 года по случаю 260-летия Дома, является самой сложной из когда-либо созданных моделей часов. Она включает в себя 57 усложнений, а на ее изготовление потребовалось восемь лет работы. Часы Reference 57260, выполненные по заказу увлеченного коллекционера, доказывают глубокое знание своего дела, которым обладают мастера Les Cabinotiers; они неизменно стремятся к совершенству в своей работе и продолжают ремесленные традиции изготовления персонализированных моделей часов. Из возможностей звуковой индикации эта модель оснащена функциями Grande и Petite Sonnerie с пятью гонгами, которые позволяют воспроизводить мелодию колоколов Биг-Бена.
Модель также оснащена будильником и минутным репетиром, с помощью которого обладатель часов может в любой момент активировать механизм боя. У каждой из этих функций есть запас хода со специальным индикатором для будильника, который можно активировать в обычном режиме или в режиме «карильон».
Часы Les Cabinotiers Sonnerie Westminster из желтого золота, «Посвящение Яну Вермееру», 2021 г.
Карманные часы из желтого золота, созданные по специальному заказу в рамках проекта, начатого в 2013 году, служат доказательством уникальной экспертизы Дома в декоративном искусстве и изготовлении механизмов высокого часового искусства.
Они оснащены новым мануфактурным калибром 3761, созданным часовщиками, работавшими над моделью часов Reference 57260. Этот калибр из 806 деталей с ручным подзаводом с турбийоном оснащен функциями вестминстерского боя Grande и Petite Sonnerie в сочетании с минутным репетиром. Откидная крышка корпуса диаметром 98 мм украшена миниатюрной репродукцией картины «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, выполненной из эмали. Боковые части корпуса украшены фризами с ручной гравировкой, а безель декорирован головами двух рычащих львов, вырезанных из цельного блока золота.
Материал, фото Vacheron Constantin