Экспонат Эрмитажа часы «Павлин»


Часы Эрмитаж

Часы «Павлин» - уникальнейший экспонат Эрмитажа, зрелищный и притягивающий к себе внимание. Этот удивительный автомат XVIII века, единственный в мире, дошедший до нашей эпохи без изменений. Незаурядное исполнение, восхищает своей красотой и сложностью, трудно оторвать взгляд от этого шедевра. Так и хочется подойти поближе и рассмотреть все детали - филигранные изящные птичьи перья, ажурные дубовые листочки и желуди, а так же другие крохотные детали декора. Безусловно, крупные фигуры привлекают сходу наше внимание, однако, приглядевшись можно увидеть и маленьких обитателей этого удивительного творения рук человеческих. Впечатляет то, что детали композиции максимально реалистичны, соблюдены пропорции и размеры птиц, насекомых и растений.

Известно, что этот уникальный шедевр был создан в Англии в XVIII веке в одной из мастерских знаменитого Джеймса Кокса, который славился созданием роскошных механизмов. В то время в его мастерских работало много талантливых мастеров, которым всячески содействовал Кокс. В истории часов «Павлин» очень много малопонятного. Письменных исторических источников осталась небольшая доля, да и к тому же, они противоречат друг другу. По этой причине далее приводится одна из версий происхождения «Павлина», а насколько это соответствует действительности - сказать сложно.

Часы Павлин

Еще с античных времен, фигуры птиц украшали клепсидры. В XVIII веке эта традиция только набирала обороты, и создатели автоматов стремились создать такие механизмы, чтобы птицы вели себя как живые. Также было принято размеры и пропорции птицы максимально приближать к оригиналу. Джеймс Кокс, лондонский ювелир, был самым известным создателем подобных механизмов во второй половине XVIII. Он был весьма идейным мастером с богатой фантазией, воплотивший в жизнь большое количество автоматов с многообразной отделкой и богатым декором. Кокс был популярен и востребован, и являлся владельцем нескольких мастерских с лучшими специалистами того времени, способными выполнить любую работу. Известность к Джеймсу Коксу пришла в 1772 году, после открытия в Лондоне галереи (Spring Gardens), где были выставлены многочисленные автоматы с фигурами птиц, людей, экзотических животных. Для сбыта и популяризации дорогих автоматов Кокс организовывал лотереи в 1773 году в Лондоне, и в 1774 году в Дублине. В сохранившемся каталоге дублинской лотереи под номерами шесть и восемь значатся два павлина. Предполагается, что один из них был позаимствован для создания часов «Павлин».

Часы экспонат Эрмитажа

Часы «Павлин» были заказаны политическим деятелем и фаворитом императрицы Екатерины II князем Г.А. Потемкиным для подарка своей государыне. Князь Потемкин был яркой фигурой своего времени. Известно, что князь питал страсть к роскошным вещам и сложным механизмам. Изящные творения искусства приводили его в неизреченный восторг. Однажды, в 1777 году, в ходе одного из светских раутов Потемкин узнал от прибывшей в русскую столицу с визитом герцогини Кингстон о роскошных механизмах Джеймса Кокса. Князь знал о страсти Екатерины II к собирательству и всевозможно этому потакал. Григорий Потемкин намерился заказать монументальный автомат с часовым механизмом для императрицы у знаменитого мастера. Изделия «от Кокса» стоили весьма не дешево, и не всякий коллекционер мог похвастаться подобным экземпляром. Только по стечению обстоятельств, в период создания часов, дела Кокса шли не лучшим образом. Поэтому, дорогой русский заказ был исполнен в кратчайшие сроки с использованием уже готового автомата дублинской лотереи с фигурой павлина. В композицию были включены петух, сова и часовой механизм, циферблат которого был помещен в шляпку гриба. Есть предположение, что для создания этого автомата Кокс использовал труд немецкого мастера Фредерика Юри, обосновавшегося в Лондоне.

Часы Павлин собранные Кулибиным

Делая заказ у Джеймса Кокса Потемкин хотел произвести настоящую сенсацию, подарив свой подарок. Фаворит императрицы надеялся, что часы «Павлин» станут главной достопримечательностью Эрмитажа - истинным произведением искусства и модной занимательной игрушкой. Но желание князя, так и не осуществилось. При транспортировке в 1781 году механизм подвергся повреждениям, несмотря на то, что часы перевозили в разобраном виде, механизм нуждался в ремонте. Весной 1781 года часы были отданы на починку различным мастерам, однако желаемого результатата это не принесло. Потемкин рабочие часы так, и не увидел.

После смерти Григория Потемкина Екатерина II выкупила из казны все его имущество, среди которого был и Таврический дворец, в котором какое-то время стояли диковинные часы. Комплектующие механизма часов, еще при жизни, Потемкин передал И. П. Кулибину на починку. Только восстановить часы Мастер смог лишь после смерти князя. Иван Петрович Кулибин сумел не только отладить все устройства, но и отреставрировал «Павлина». Он проделал работы по обновлению позолоты и вставке утерянных декоративных элементов.

Уникальные часы Эрмитаж

Журнал «Москвитянин» за 1854 год опубликовал серию статей о Мастере-изобретателе Иване Петровиче Кулибине. В издании писали, что изделие Д. Кокса доставили гениальному изобретателю в виде большого количества отдельных деталей, лежащих в нескольких корзинах. Разобрав их, Иван Петрович обнаружил, что многие детали композиции отсутствуют. Но разве такой «пустяк» мог остановить русского умельца? Работа над часами увлекла его, да и Потемкин буквально умолял механика «оживить его птичек».

Работа по реставрации диковинного автомата началась с сортировки имеющихся деталей, после чего нужно было разобраться в принципе работы самого механизма. Длительный период, Кулибин не мог разобрать фигуру самого павлина, однако, при тщательном осмотре Мастер заметил, что одно перышко на спинке павлина отличается от всего остального оперения птицы, и нажатие на него помогло открыть корпус механизма. Открыв который, механик увидел болтающиеся незакрепленные детали, часть которых была поломана. В разгар «оживления птичек» Григорий Потемкин вызвал Кулибина к себе, а тот, уезжая, приказал своему сыну в случае пожара, которые случались весьма часто в то время, в первую очередь от огня спасать «Павлина». И именно так и произошло, проснувшись однажды ночью, сын увидел горящие здания недалеко от дома и приближающийся огонь. Строго следую инструкциям отца, Кулибин-младший в панике покидал детали в корзины в готовности выскочить с ними в любой момент на улицу. Пожар был потушен, но детали Павлина были перемешаны, а некоторые из них затеряны, тем самым «оживление птичек» было отодвинуто на неопределенный срок.

В итоге, сложнейшая работа по восстановлению «Павлина» русским гением была успешно завершена, и часы украшали Таврический дворец, а в 1797 году были транспортированы в Эрмитаж. Сборкой часов занимался сам Иван Кулибин. Разбирая детали часов, русский механик так и не смог установить имя автора «Павлина», так как на них небыло подписи мастера-изготовителя. Только в одном месте, на пружинном барабане фигуры петуха, выгравирована буква «J». Есть доказательства того, что так подписывал свои работы немецкий мастер-часовщик Фредерик Юри (Jury). Вполне вероятно, что он и был автором этих чудных часов, а может он только принимал участие в их изготовлении. Известно, что именно Фредерик Юри доставлял «Павлина» в Петербург, а по традициям тех времен свои работы царственным особам и их приближенным преподносил сам автор изделий. Кого следует считать автором уникальных часов так и остается загадкой, но то, что вторую жизнь им дал Иван Петрович Кулибин это доподлинно известно. Третье столетие часы, оживленные талантливым Кулибиным, исправно работают и изумляют красотой и оригинальностью исполнения посетителей Эрмитажа.

Часы Павлин уникальный экспонат Эрмитажа

Знаменитые часы «Павлин» Кокса выполнены из позолоченной меди. На пьедестале, в качестве которого выступает дубовый пень с кудрявыми ветками, вытягивающимися на несколько метров вверх, расположена сидящая фигура павлина выполненная в натуральную величину. Сейчас павлин золотистый, однако изначально его окраска была разноцветной. Туловище в некоторых местах для эффектности было покрыто лаками, а хвост имел золотисто-изумрудный окрас. Помимо двух крупных веток по обе стороны от пня, есть еще дубовый сук с подвешенной на шнуре клеткой, внутри которой находится фигура серебряной совы. По другую сторону пня, на небольшой веточке, расположена фигура стоящего петуха.

Ветвистый пенек с птицами размещен на круглой полянке-основании, передняя часть которой посеребрена и декорирована несколькими грибами. В шляпке самого крупного из них расположен вращающийся горизонтальный циферблат часового механизма. Первоначально борт основания был покрыт зеленым лаком, а теперь украшен овальными гранеными хрусталями. Отверстие для завода механизма прикрыто изумительно нежной листвой и желудями лежащими на земле. За пнем в куще спрятаны тыквы, а вся экспозиция украшена множеством других живых существ, среди которых: белки, улитки, ящерицы, лягушки и змея.

Механизм часов Павлин

Механизм

Давайте теперь коротко рассмотрим техническую сторону часов. Устройство чудного автомата представляет собой четыре, фактически, самостоятельных механизма. Часовое устройство с рядом колокольчиков (карийоном) отбивает четверти и часы. И три оставшихся, дополнительных - приводят в движение фигуры птиц, входящих в композицию автомата с часами. Сам часовой механизм расположен в центре, непосредственно под шляпкой большого гриба с прорезью для двух вращающихся циферблатов (ротаторов). Горизонтальный циферблат с римскими цифрами обозначает часы, а аналогичный циферблат с арабскими цифрами отсчитывает минуты. Вращающиеся движения горизонтальных циферблатов осуществляются относительно неподвижного указателя. Шляпка гриба украшена секундной стрелкой в форме стрекозы, отмечающей неутомимый ход секунд. Механизмы между собой соединены системой рычагов. Они обеспечивают запуск фигур в определенной последовательности. В часах восьмидневный ход со шпиндельным спуском.

Циферблат часов
Циферблат

Как работает диковинка, конечно надо видеть лично, но попробую описать какие действия производит уникальный автомат. Первой «вступает в игру сова». Клетка начинает вращение и вместе с ним раздается звон колокольчиков укрепленых на клетке. Сама же птица вертит головой, моргает и постукивает лапкой, будто в такт мелодии. Далее запускается механизм «Павлина» (примерно через полторы минуты). Павлин распускает свой дивный хвост и величественно кланяется зрителям, вытягивает шею, грациозно поворачивает голову и, запрокидывая ее, открывает клюв. Затем павлин поворачивается спиной, показывая заднюю посеребренную часть хвоста. На время замирает и возвращается в первоначальное положение, складывая хвост. Последним в удивительное действо, вступает петух. Тряхнув головой, птица кукарекает и дивное представление заканчивается, персонажи замирают, чтоб вновь, через время, восхищать публику.

...Сова взор дикий обращает
Вокруг себя; павлин, густой
И длинный хвост раскинув свой,
Однажды быстро повернется;
Петух кричит; но лишь прервется
Волшебных звуков сладкий стон,
На них находит прежний сон
И прежнее окамененье;
Совы опять в одно мгновенье
Недвижим взор; петух молчит;
Павлин безжизненный сидит;
Опять все мертво, тихо стало,
Как ничего и не бывало.
«Волшебный сад» Александр Глебов.

Часы Эрмитаж

Впечатления от необычного творения Джеймса Кокса усиливает музыкальное сопровождение, наполняющее механических персонажей неким живым духом, наделяя их некой таинственной силой. Каждый «житель» часов исполняет отведенную роль под собственное звуковое сопровождение. Сочетание нот подчеркивает символизм конкретной птицы, и звук останавливается синхронно ее движениям. Есть описания из которых известно о неординарности музыкального сопровождении механизмов произведенных в мастерских Кокса. Мелодии всегда были смелыми - они восхищают и по сей день. Автор намеренно противопоставляет неприродные звуки музыкального автомата живой музыке, сочиненной для человека. Озвучивая механическую природу, создатель музыки использует острые синкопированные ритмы и экзотические лады.

И еще хочу обратить внимание на такой момент. Современники Кулибина и Потемкина, вероятней всего, не озадачились бы вопросом: «Почему такой подбор персонажей для часов?». Для них это было очевидно. Разумеется, при изготовлении диковинного автомата было понимание «для чего и почему именно так решили сделать», т.е. конечно в часах «Павлин» есть символизм - сами персонажи, материал из которого они сделаны, а их движения не случайны.

В XVIII веке не только умели создавать потрясающие автоматы, но и вкладывали в механические устройства смысловую нагрузку, тем самым вдыхая жизнь в свои творения. Часы представляют собой своеобразную механическую модель Вселенной, задачей которой является отсчет времени, следуя движениям небесных светил. Каждое небесное светило, как и время суток, связаны с определенными птицами, напоминающими о ходе времени.

Эрмитаж часы Павлин

Павлин в астральной символике наиболее значимая фигура. Он олицетворяет солнце, а золотое оперение птицы своим блеском еще больше подчеркивает значимость фигуры. Сцена эффектного раскрытия хвоста и быстрое его складывание символизирует единство появления и исчезновения всего живого в мире. По христианским традициям павлина ассоциируют с солнечным кругом и бессмертием. В восточных верованиях павлин символ неба, загадочного и непостижимого космоса, сверкания жаркого солнца и холодноватого, таинственного сияния далеких звезд.
Сова – символ мудрости, тишины и размеренности, но одновременно с тем символ ночи. Она спутница Мойры Антропос (Богини судьбы), рвущей нить жизни, и поэтому является знаком тьмы, печали и конца жизни. Фигура выполненная из серебра излучает благородный блеск, который во все времена ассоциировался с лунным светом, мягким и интригующим.
Петух, последняя оживающая фигура, возвещающая своим пением восход солнца. Он символизирует рождение жизни и появления света. Вселяет надежду в светлое и доброе, и непременно радостное в жизни каждого.

Необычные часы Павлин

Часы «Павлин» являются символом продолжения жизни в отличие от традиционного восприятия часов как символа скоротечности человеческих лет, и напоминании о приближающейся смерти. Они символизируют бесконечный поток времени и его ход, возрождение к жизни, ожидание чего-то нового, волнительного и замечательного. Движение фигур автомата «Павлин» говорит зрителю о том, что надо помнить о быстротечности и изменчивости жизни, а так же цикличности радостных и печальных мгновений. Однако следует надеяться и верить всегда только в лучшее, поскольку порой ожидание чего-то гораздо приятнее, чем само событие.

В настоящее время, после реставрации, все механизмы часов находятся в исправном состоянии. Сами часы работают постоянно, а фигуры птиц приходят в движение при специальном заводе. Для лучшей сохранности деталей механизмов их запускают в действие несколько раз в месяц.

Часы экспонат Эрмитажа


Новое на сайте

Часы от МB&F или ювелирная игрушка для взрослых

Одной из интереснейших моделей часов, покинувших лабораторию MB&F (Maximilian Busser... Читать дальше...
19.06.2017

Часы Мэрилин Монро

Аукционный дом Julien’s Auctions (Лос-Анжелес, Калифорния, СЩА) представил широкой публике... Читать дальше...
26.11.2016

Часы с легендарным Марио

Молодая швейцарская компания Romain Jerome (RJ) всегда отличалась нестандартным подходом... Читать дальше...
21.08.2016

Новое в разделе
«Часовые новости»


Аукционный дом RR Auction Бостона выставил на торги карманные часы легендарного гангстера Альфонсо Капоне


Пожалуй не найти человека, которому не была бы знакома фигура культовой в криминальном мире личности Альфонсо Капоне (Аль Капоне). Этот американский


Удивительная «машина времени» в виде ракеты от Мaximilian Busser and Friends (MB&F)


Молодая современная швейцарская часовая компания MB&F, создающая сложнейшие часовые приборы в невероятно креативном исполнении, презентовала


Тысячный TAG Heuer с турбийоном выставлен на eBay


Известная швейцарская часовая компания TAG Heuer(ТАГ Хо́йер) решила весьма оригинально отпраздновать выход часового механизма. Однако, чем данное, на